$ 00,00 руб.
€ 00,00 руб.
Воскресенье 17 Января 2021г.
Внешнеэкономическая деятельность в России и мире
Главная / Аналитика В мире / Перспектива сотрудничества участников зоны свободной торговли ЕАЭС и Ирана

Перспектива сотрудничества участников зоны свободной торговли ЕАЭС и Ирана

Время чтения материала: 5 мин.

На территории бывшего Советского Союза, одним из существенных планов для развития интеграции является расширение Евразийского экономического союза. Аналитики считают, что создание различных зон свободной торговли (ЗСТ) ЕАЭС со странами, которые не входят в его состав, несут перспективы. Предполагается, что за счет развития близкого сотрудничества партнеров Союза, сформируется исключительно выгодное интеграционное объединение, которое сможет выйти за пределы постсоветского пространства.

Отношения ЕАЭС со странами ближнего востока, конкретно с Ираном, с которым имеется временное соглашение о ЗСТ с конца октября 2019 года, могут значительно повлиять на данный процесс.

Переговоры о создании ЗСТ, между Евразийским союзом и Ираном, велись с начала 2016 года. При этом сложности переговорного процесса несли как экономический, так и политический характер. Известно, что Иран долгое время находится под различными санкциями со стороны США и Евросоюза, что является основной проблемой в данной ситуации. В связи с этим не складывается сотрудничество с Тегерана с иностранным бизнесом.

В Астане 17 мая 2018 года было подписано временное (сроком на три года) соглашение, которое привело к образованию ЗСТ, и стало результатом проявления политической воли участников ЕАЭС, часть из которых и сами продолжают оставаться под санкционным давлением со стороны Запада. Россия, одна из первых, утвердила данный документ.

Согласно подписанному соглашению, главной целью ЗСТ является снижение или отмена таможенных пошлин по согласованному ранее списку товаров.  В итоге, для Ирана были снижены импортные пошлины более чем по 500 позициям (фрукты 50%-100%, овощи на 25%-50%). На 64% были уменьшены тарифы для иранской продукции. Тегеран также пообещал снизить пошлины по 864 товарам. Таким образом, страны ЕАЭС смогут увеличить поставки в Иран химической продукции, бумаги, сталелитейной промышленности, мясной и масложировой продукции, автомобилей, оборудования и др. Эксперты считают, что общие объемы экспорта стран Союза, могут подняться до 73%. В целом, вступившее в силу соглашение предусматривает охват практически всех основных торгуемых видов продукции, на долю которых приходится 55% совокупного экспорта ЕАЭС за предыдущие несколько лет.

Вместе с тем, соглашение позволит сэкономить на уплате таможенных пошлин, а также создать дополнительные стимулы для развития торговых взаимоотношений. Необходимо обеспечить прозрачность торговых условий, которые основаны на правилах Всемирной торговой организации (ВТО). Например, стороны обязались обеспечить режим наибольшего благоприятствования и национальный режим в отношении всех торгуемых товаров.

Стоит отметить, что Тегерану ЗСТ с ЕАЭС предоставляет возможность открытого доступа к огромному рынку с населением более 180 млн человек. Иранские производители проявили свой интерес к этому рынку еще до начала действия соглашения. Уровень товарооборота между Ираном и государствами ЕАЭС еще недавно был сравнительно невысоким. Так, в 2016 году он был на уровне $2 млрд, в 2017 – около $2,5 млрд. Одновременно товарооборот Ирана с Китаем составлял около $40 млрд, а со странами ЕС – $13 млрд.  К концу 2018 года, экспортеры Ирана приумножили поставки ЕАЭС более чем на 27%, а товарооборот составил около $2,7 млрд. Представитель таможни Ирана Рухолла Латифи сказал, что с конца марта по декабрь объем взаимной торговли между сторонами вырос на 41%, и составил более $2 млрд. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года, отмечено, что экспорт Ирана в стоимостном выражении вырос на 72%, в весовом выражении на 114%. Следует учесть, что импорт из ЕАЭС в этот же период составил более $1,1 млрд, что говорит о 5% сокращении в стоимостном выражении, однако увеличившимся на 41% в весовом. С учетом вышесказанного перспективы ЗСТ с ЕАЭС для Ирана, который только намеревается наращивать свой экспорт на рынки Союза, очевидны. При этом нельзя считать, что выгода от начавшего работу соглашения будет односторонней.

Армения, в отличие от других стран ЕАЭС, единственная кто имеет опыт торговой кооперации с Ираном и непосредственную границу. Известно, что эта страна занимает третье место по объемам торговли с исламской республикой, уступая при этом России и Казахстану, а в структуре армянского внешнего товарооборота Иран занимает около 4-5%. Для Еревана, который являлся одним из инициаторов переговоров с Тегераном, имеет стратегическое значение не только с точки зрения экономической, но и политической безопасности.

Существует свободная экономическая зона «Мегри», где иранские производители могут осуществлять ввоз сырья и получать готовую продукцию для дальнейших поставок на рынок Евразийского союза. Большая часть аналитиков уверяют, что данная СЭЗ выступает «воротами» для всего ЕАЭС, не только в Иран,  но и в Ирак, Сирию и Ливан. Таким образом, в рамках объединения растет статус Армении, что делает ее одной из причиной процесса сближения союза с Ираном.

В Ереване выделяют два основных приоритета углубления экономических отношений с Тегераном: транзит, в том числе энергетический, за счет формирования общего рынка электроэнергии и газа, а также увеличение объемов торговли.  Поднимается вопрос о постройке автомагистрали «Север-Юг» и разработке проектов мультимодальных транзитных перевозок, которые поспособствуют сближению ЕАЭС с Персидским заливом.  Это может повысить не только экономическое благосостояние республики, но и ее политический статус в процессе всей евразийской интеграции.

Казахстан также получит выгоду от ЗСТ, потому как прежний уровень тарифной защиты со стороны Ирана способствовал снижению товарооборота с этой страной. Снижение или обнуление пошлин затронет более половины текущего казахстанского экспорта (около 54%), таким образом Нур-Султан сможет значительно нарастить свои поставки на иранский рынок. Казахстан опасается близкого сотрудничества с Тегераном, так как это может отрицательно повлиять на взаимоотношения со странами Запада. В связи с этим, в Нур-Султане не рассматривают вариант присоединения Ирана к ЕАЭС. По данным 2018 года, российско-иранский товарооборот составил $1,7 млрд, а за 9 месяцев 2019-го – $1,58 млрд. Это – менее трети процента от общего объёма внешнеторгового оборота РФ. Можно сказать, что остальные члены Евразийского экономического союза не нуждаются в расширении сотрудничества с Ираном, потому как выгода будет незначительна. Однако это не означает, что в Москве не заинтересованы в расширении сотрудничества с Тегераном, особенно в условиях противостояния обеих стран с США и ЕС.

Исследования показали, что из 76 перспективных и реализуемых в Иране проектов ЕАЭС, 63 связаны с Россией, 5 – с Киргизии и по 4 – с Казахстаном и Белоруссией. Армения вполне может увеличить свою экономику – на $27 млн Казахстан на $508,6 млн, Белоруссия – на $78,6 млн, а Киргизия – на $12 млн. Согласно прогнозам Евразийской экономической комиссии, наибольший прирост ВВП стран ЕАЭС от ЗСТ с Ираном ожидается именно для России – около $1,3 млрд.  Временное соглашение о зоне свободной торговли с Ираном выступает неким механизмом, позволяющим странам ЕАЭС проанализировать возможности, необходимые для дальнейшего расширения Союза. Также соглашение о ЗСТ и Ираном может стимулировать развитие экономик обеих сторон. Вполне возможно, что оно превратиться в своеобразную точку притяжения для иных стран региона. Невысокая для некоторых стран экономическая эффективность нынешнего соглашения с Ираном может быть компенсирована гораздо большими дивидендами в будущем.

По материалам сайта «Ритм Евразии».
статья «Зона свободной торговли ЕАЭС и Ирана – перспективное сотрудничество для всех».

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Главная / Аналитика В мире / Перспектива сотрудничества участников зоны свободной торговли ЕАЭС и Ирана
Должность: Автор-иллюстратор "ВЭД24.РФ"
Публикаций: 75

Похожие записи:

2020-2021: Россия, мир, экспорт, пандемия

2020-й стал для мировой экономики непростым периодом: продолжение торговых войн, непрекращающиеся санкции, пандемия, ограничения ВЭД, непростая геополитическая ситуация и др. …

Учиться, учиться и еще раз учиться.Ульянов ( Ленин )

На прошлой неделе Госдума во втором чтении приняла закон о молодежной политике. Возраст молодежи подняли до 35 лет включительно. Принятие…

Систематизация таможенных рисков как основа совершенствования механизма управления рисками

На сегодняшний день можно выделить большое число факторов, вызывающих различные варианты рисков ВЭД. Огромное количество рисков перманентно сопутствуют субъектам внешнеторговой…

О международном туризме и экспорте туристических услуг – Демьян Смилевец

Для начала вспомним, что до начала распространения пандемии туристическая отрасль России развивалась большими темпами. К сожалению, глобальная пандемия коронавируса в…

X

Привет дорогой друг

У тебя установлено расширение AdBlock или подобное. Добавь наш сайт в белый список, и тем самым внесешь свой вклад в его развитие. Инструкция