$ 00,00 руб.
€ 00,00 руб.
Воскресенье 17 Января 2021г.
Внешнеэкономическая деятельность в России и мире
Главная / Аналитика / Организация валютного контроля в Республике Казахстан

Организация валютного контроля в Республике Казахстан

Время чтения материала: 4 мин.

Валютное законодательство Республики Казахстан основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из закона Республики Казахстан «О валютном регулировании и валютном контроле» от 02.07.18г. № 167-VI ЗРК и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

В соответствии же со статьей 282 Гражданского кодекса Республики Казахстан, денежные обязательства на территории Республики Казахстан должны быть выражены в тенге, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Казахстан. Денежные обязательства на территории Республики Казахстан могут быть выражены в иностранной валюте, если валютные операции по таким обязательствам разрешены. Основные полномочия по осуществлению валютного контроля в РК закреплены за Национальным банком.

Национальный банк определяет:

  • правила совершения операций обмена национальной валюты на деньги иных государств;
  • порядок осуществления валютных транзакций резидентами и нерезидентами;
  • процедуру контроля валютных транзакций нерезидентов, ведущих коммерческую деятельность в Казахстане;
  • форму и правила предоставления отчетности по основным валютным операциям.

В настоящее время курсовая политика Национального Банка Республики Казахстан реализуется в рамках режима, регулирующего плавающий валютный курс. Обменный курс тенге определяется на основе спроса и предложения на валютном рынке. Национальный Банк Республики Казахстан осуществляет интервенции на внутреннем валютном рынке для сглаживания траектории обменного курса тенге к доллару США, предотвращения неоправданных колебаний курса, а также поддержания ценовой конкурентоспособности национальной экономики. Основной валютой интервенций является доллар США.

Роль таможенных органов в валютном контроле Казахстана

Основные задачи, функции и полномочия таможенных органов в сфере валютного контроля определяются нормами Закона РК «О валютном регулировании и валютном контроле», Закона «О таможенном деле в РК», инструкциями, приказами, принимаемыми Таможенным Комитетом Министерства Государственных Доходов Республики Казахстан (далее ТК МГД РК) как самостоятельно, так и совместно с другими государственными органами, в частности с Национальным Банком Республики Казахстан, Министерством финансов РК.

ТК МГД РК как орган валютного контроля, в пределах своей компетенции издаёт нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РК, проводит проверки валютных операций экспортёров, выполняет другие обязанности по осуществлению валютного контроля в соответствии с законодательством.

Остальные таможенные органы (региональные таможенные управления, таможни, таможенные посты) в качестве агентов валютного контроля подотчётны ТК МГД РК как органу валютного контроля. Они осуществляют контроль за перемещением через таможенную границу Республики Казахстан объектов валютного контроля, к которым относятся:

  • наличная валюта РК;
  • ценные бумаги в валюте РК;
  • валютные ценности в виде иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте, драгоценных металлов в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома этих изделий, природных драгоценных камней, а также жемчуга.

Правила мониторинга валютных операций в Республике Казахстан

Постановлением Правления Национального Банка Республики Казахстан от 10 апреля 2019 года № 64 утверждены Правила мониторинга валютных операций.
Физические и юридические лица, являющиеся резидентами (за исключением уполномоченных банков), представляют Национальному Банку информацию, требуемую в соответствии с Правилами (документы, сведения, отчеты), на бумажном носителе либо электронным способом посредством использования информационных систем с соблюдением процедур подтверждения электронной цифровой подписью.

Учетной регистрации подлежит валютный договор по движению капитала, в рамках которого предусмотрено:
1) поступление имущества (денег) в Республику Казахстан и (или) возникновение обязательств у резидента по возврату имущества (денег) нерезиденту на сумму, превышающую 500 000 долларов США в эквиваленте;
2) передача имущества (перевод денег) из Республики Казахстан и (или) возникновение у резидента требований по возврату имущества (денег) нерезидентом на сумму, превышающую 500 000 долларов США в эквиваленте.

Ответственность за нарушение правил мониторинга в области валютного законодательства РК

Вид нарушения:
Представление филиалом (представительством) иностранной нефинансовой организации неполного и (или) недостоверного отчета об операциях с резидентами Республики Казахстан и нерезидентами Республики Казахстан, предусмотренного нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан (п. 3 статьи 243 КоАП РК)
Вид взыскания:
Предупреждение

Вид нарушения:
Действие, предусмотренное п. 3 статьи 243 КоАП, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания.
Вид взыскания:
Штраф в размере десяти месячных расчетных показателей

Требование репатриации национальной и иностранной валюты

Валютным законодательством Республики Казахстан установлено требование репатриации национальной и иностранной валюты, т.е. зачисление на счета в казахстанских банках выручки от экспорта и аванса за импорт, в случае неисполнения или неполного исполнения обязательств нерезидентом. Срок репатриации определяется непосредственно резидентом-участником внешнеторгового контракта и может быть корректирован в случае внесения соответствующих изменений в контракт.

Ответственность за нарушения требования репатриации в области валютного законодательства РК

Вид нарушения:
Нарушение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом предусмотренного нормативным правовым актом Национального Банка Республики Казахстан срока представления информации и (или) документов, подтверждающих возникновение, исполнение и прекращение обязательств и (или) обстоятельства, которые влияют на сроки и (или) условия репатриации национальной и (или) иностранной валюты (п. 3 статьи 244 КоАП РК)
Вид взыскания:
Предупреждение

Вид нарушения:
Невыполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом требования репатриации национальной и (или) иностранной валюты, совершенное в виде незачисления национальной и (или) иностранной валюты на банковские счета в уполномоченных банках: 1) выручки в национальной и (или)иностранной валюте от экспорта; 2) национальной и (или) иностранной валюты, переведенной резидентом Республики Казахстан в пользу нерезидента Республики Казахстан для осуществления расчетов по импорту, подлежащей возврату в связи с неисполнением или неполным исполнением нерезидентом Республики Казахстан обязательств (статья 251 КоАП РК)
Вид взыскания:
Штраф в размере 20% от суммы незачисленной национальной и (или) иностранной валюты, но не более двух тысяч месячных расчетных показателей.

Сравнивая систему взыскания за нарушения валютного законодательства в странах ЕАЭС, отметим, что в Республике Казахстан предусмотрена более гибкая система установления и снятия ограничений на осуществление валютных операций, находящаяся в тесной взаимосвязи с уровнем развития национальной экономики и состоянием финансово-кредитной системы страны. Современная система казахстанского валютного законодательства максимально упрощена, она не требует от субъектов внешнеэкономической деятельности серьезных трудовых, финансовых и временных затрат на изучение нормативной базы в области валютного контроля, наделяя их при этом широким кругом прав при осуществлении валютных операций, открытии и ведении счетов.

При этом валютная либерализация не приводит к отмене валютного контроля. Более того, увеличение объемов валютных операций, а также прав и свобод резидентов и нерезидентов, осуществляющих валютные операции на территории Республике Казахстан, требует повышения эффективности валютного контроля — необходимости четкого реагирования со стороны государства, направленного на обеспечение защиты экономического суверенитета Казахстане, а также стабильности денежной системы и укрепления курса национальной валюты.

Возможности валютной интеграции для ЕАЭС

Международный бизнес с банком «Агророс»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Главная / Аналитика / Организация валютного контроля в Республике Казахстан
Должность: руководитель WEB-ресурсов
Публикаций: 83

Похожие записи:

2020-2021: Россия, мир, экспорт, пандемия

2020-й стал для мировой экономики непростым периодом: продолжение торговых войн, непрекращающиеся санкции, пандемия, ограничения ВЭД, непростая геополитическая ситуация и др. …

Учиться, учиться и еще раз учиться.Ульянов ( Ленин )

На прошлой неделе Госдума во втором чтении приняла закон о молодежной политике. Возраст молодежи подняли до 35 лет включительно. Принятие…

Систематизация таможенных рисков как основа совершенствования механизма управления рисками

На сегодняшний день можно выделить большое число факторов, вызывающих различные варианты рисков ВЭД. Огромное количество рисков перманентно сопутствуют субъектам внешнеторговой…

О международном туризме и экспорте туристических услуг – Демьян Смилевец

Для начала вспомним, что до начала распространения пандемии туристическая отрасль России развивалась большими темпами. К сожалению, глобальная пандемия коронавируса в…

X

Привет дорогой друг

У тебя установлено расширение AdBlock или подобное. Добавь наш сайт в белый список, и тем самым внесешь свой вклад в его развитие. Инструкция