$ 00,00 руб.
€ 00,00 руб.
Понедельник 21 Сентября 2020г.
Внешнеэкономическая деятельность в России и мире
Главная / Аналитика / Центры электронного декларирования: возможности таможни и ожидания бизнеса

Центры электронного декларирования: возможности таможни и ожидания бизнеса

Центры электронного декларирования: возможности таможни и ожидания бизнеса
Время чтения материала: 4 мин.

МНЕНИЯ ЭКСПЕРТОВ

Ольга Владимировна Алёхина 

к.э.н., доцент, доцент кафедры таможенного дела и товароведения 

Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Саратов, Российская Федерация

Стратегические планы развития таможенной службы России в условиях цифровизации экономики предполагают открытие к 2021 году 16 Центров электронного декларирования и 8 электронных таможен, расположенных во всех федеральных округах, в местах концентрации экспортно-импортных грузов.  


В работе ЦЭДов к началу 2020 года уже удалось достигнуть более 86% авторегистрации всего массива декларирования, но практически к концу 2020 года на долю автозарегистрированных и автовыпущенных таможенных деклараций   ожидается 99% от всего массива деклараций. По ожиданиям таможни, удельный вес деклараций от бизнеса низкого уровня риска может достигать 80%. ФТС России проведена большая работа по совершенствованию системы межведомственного электронного взаимодействия. В режиме онлайн настроена работа с 32 партнерами таможни, все условия для реализации поставленных  задач созданы, но этого все еще не достаточно для работы по принципу «Единого окна», а, по мнению участников ВЭД, возможности таможни зачастую расходятся с ожиданиями бизнеса.

Так, представители бизнеса отмечают, что название «электронная таможня» не соответствует своему содержанию, поскольку происходит дублирование бумажных процессов электронными, а следовательно увеличивается нагрузка на участника ВЭД. Безусловно, времена, когда бизнес-предприятия доставляли и ожидали в очереди таможенного поста пачки бумажных документов вместе с таможенной декларацией уже давно прошли, но необходимость предоставлять отдельные документы в таможенный орган фактического контроля (сертификат страны происхождения, лицензию) в условиях цифровой эры таможенных процессов кажется противоречащим концепции цифровой таможни. При представлении бумажного варианта документа о происхождении товара участник ВЭД в настоящее время имеет два варианта: либо в момент таможенного декларирования на пост фактического контроля и получение преференций по ввозной пошлине, либо после выпуска декларации с правом восстановить преференциальный режим в отношении партии груза. При этом разрешено предоставить оригинал на бумажном носителе в любой удобный таможенный орган, где таможенный инспектор его примет, проверит и перенаправит в орган-выпуска декларации на товар посредством электронной подписи и информационного ведомственного обмена между таможнями. В связи с тем, что Торгово-промышленная палата Российской Федерации, Россельхознадзор не поддерживает информационное взаимодействие с таможенными органами, в частности с постами на границе, экспортеру, например, зерно-бобовых культур, приходится по несколько раз предоставлять бумажный и электронный вариант внешнеторогового контракта, инвойсов в эти учреждения в целях получения разрешительного фито-сертификата и сертификата о происхождении товара. Бумажные разрешительные оригиналы необходимо предьявлять таможенному органу и Россельхознадзору при убытии товара с таможенной территории. 

Полномасштабному формату реализации преимуществ цифровой таможни препятствует слабоавтоматизированная либо отсутствие таковой системы участника бизнеса и некоторых государственных органов, которым еще предстоит перевести режим своих бизнес-процессов на цифровой контент. Несмотря на текущие трудности, таможенное декларирование через ЦЭД уже сейчас является удобным и передовым сервисом таможни, требующим дальнейшего совершенствования.


Инна Алексанрровна Смирнова 

к.э.н., доцент, доцент кафедры таможенного дела и товароведения 

Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г. В. Плеханова, г. Саратов, Российская Федерация 

ЦЭД как термин в 2012 году был введен факультативно, и трактовался как таможенный пост, компетентный проверять декларации по технологии удаленного выпуска. В настоящее время в электронных таможнях все декларации обрабатываются по технологии удаленного выпуска. При этом, таможни фактического контроля остаются на своих местах в угоду нужд бизнеса с учетом современных трансформаций логистики. 

Технология удаленного выпуска не просто связывает таможенные органы разных регионов, а обеспечивает сверку наличия груза и обмен информацией о результатах фактического контроля в режиме реального времени, передачу информации о выпуске груза на терминалы в местах фактического контроля в автоматическом режиме. В будущем, по планам таможенных органов, ЦЭД — это закрытый от бизнеса офис, где работают выпускающие инспекторы-эксперты, которые фокусируют свое внимание на проверке только деклараций, не прошедших автоматические цифровые технологии, по которым таможенная информационная среда не смогла выдать запрограммированное решение с учетом системы управления рисками, категорирования, системы межведомственного электронного взаимодействия и иных форм проявления искусственного интеллекта.

В настоящее время бизнес испытывает большую нагрузку из-за неукомплектованности таможенных кадров в ЦЭД, из-за необоснованных запросов документов, ранее успешно отработанных на таможенный выпуск грузов, а также из-за технических сбоев в безотказной системе таможенной службы. Частично, это объясняется возросшей нагрузкой на ЦЭД и переходом на информационно-технические средства российского производителя взамен американским.  

Негативно на бизнесе сказываются и различия в режимах работы ЦЭД в разных регионах. При этом новый режим работы ЦЭД отличается не только между ЦЭД, но и таможнями фактического контроля, находящимися с ним в одном регионе, зачастую, приводя в простою технологических операций на таможнях и постах фактического контроля. 

Так, фактический контроль в форме досмотра проводится в будние дни до 17ч (Мск) при режиме выпуска декларации в ЦЭД до 20ч (Мск). Таким образом, по выходным дням исключается досмотровая работа на постах фактического контроля ввиду режима работы и отсутствия необходимых таможенных сотрудников и сотрудников складского терминала для организации его проведения. Простои бизнеса на складах временного хранения при таком варианте работы ЦЭД неизбежны. 

Кроме этого, более продолжительный или круглосуточный режим работы ЦЭД 365 дней в году повлиял на таможенных представителей, возросла нагрузка на специалистов по таможенным операциям, логистов, вынужденных работать в ненормированное время. Работу при таких обстоятельствах не ожидало бизнес сообщество от таможенных преобразований, а если к этому добавляются и по несколько часов (дней) не работающие электронные архивы декларантов, исключающие подачу декларации без предварительно размещенных в архиве документов, а также 1-4 дней информационно-технических регламентных работ на уровне ФТС, то становится понятным почему провозглашенные возможности ЦЭД не совпадают с ожиданиями бизнеса.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Главная / Аналитика / Центры электронного декларирования: возможности таможни и ожидания бизнеса
Должность: к.э.н., доцент, доцент кафедры таможенного дела ССЭИ (филиал) ФГБОУ ВПО «РЭУ им. Г.В. Плеханова».
Публикаций: 1

Похожие записи:

Глобализация и раздел

В глобальном мире есть различные экономические системы, изучение и перспективы их развития, давайте оставим профессиональным экономистам. Нас интересует две, которые…

Анализ внешнеэкономической деятельности Сибирского федерального округа за 1 полугодие 2020 года

За 1 полугодие 2020 года внешнеторговая деятельность участников внешнеэкономической деятельности Сибирского федерального округа (СФО) по сравнению с аналогичным периодом 2019…

Развитие экспорта в Саратовской области

О мерах поддержки экспорта в Саратовской области рассказала руководитель Центра поддержки экспорта Наталья Корниенко в интервью Российскому экспортному центру. РЭЦ:…

За первую половину 2020 года доля несырьевой составляющей в общем объеме российского экспорта выросла на 10%

Доля несырьевых неэнергетических товаров в общем объеме экспорта из Российской Федерации в мае 2020 года составила 42,2%. Это значение на…

X

Привет дорогой друг

У тебя установлено расширение AdBlock или подобное. Добавь наш сайт в белый список, и тем самым внесешь свой вклад в его развитие. Инструкция