В связи с последними событиями на Украине, вводом странами Евросоюза и США санкций, вышел закон правительства РФ об импортозамещении.  Минпромторг 25 февраля 2022 года заявило о готовности России к отказу от продукции запада и развитию отечественного производства. В связи с этим 28 февраля премьер-министр РФ Михаил Мишустин анонсировал план мер против западных санкций. Поскольку главная цель вводимых западом ограничений – нанесение урона по экономики России, правительство определило своей стратегией налаживание собственных производств в различных отраслях.

Импортозамещение

Структура импортазмещения выполнена на текущий момент в следующем объеме. На представленной таблице видно, что все указанные здесь отрасли являются в большей или меньшей мере зависимые от иностранных товаров. Наиболее зависимой сферой является лёгкая промышленность, а наименее соответственно фармацевтическая.

Так, например, текущая мировая ситуация коснулась офисной бумаги, стоимость которой к 22 марта достигла рекордных значений. Маркетплейсы стали предлагать стандартную пачку бумаги в 500 листов в шесть раз дороже, чем две недели назад. Так, Wildberries такую упаковку в начале марта продавал за 387 руб., а к 21 марта цена выросла до 2 328 руб. Значительный рост цен наблюдается и у других продавцов.
На сегодняшний момент известно, что данная проблема уже отразилась на сфере образования, например, в Санкт-Петербурге был перенесён ВПР в связи с нехваткой бумаги.В стороне не остаётся и фармацевтические компании, использующие картон для изготовления упаковки. Замена упаковочных материалов, отмечают эксперты, потребует внесения изменений в регистрационные досье лекарственных препаратов.

Если рассмотреть ситуацию, на внутреннем рынке то мы увидим следующую картину: 

Статистика

Согласно этим, данным можно увидеть, что 70-90% канцтоваров на российском рынке являются импортными — по этой причине на данную вид товаров может возникнуть дефицит, что ещё больше обострит ценовую динамику недобросовестных торговых компаний.

Проблематика импортозамещения является одной из первостепенных задачах   России для наращивания ещё большей независимости от недружественных государств, а также поведения иностранных компаний. На 15 апреля 2022 года прогнозируемая динамика движения объемности товарных потоков в оценке натуральных и стоимостных индикаторов будет носить разновекторную направленность. Ключевые возможности будут находиться в компетенции среднего бизнеса, ввиду его более высокой мобильности, оперативности, незакредитованности. Для рынка канцелярских товаров (канцтоваров) в целом по итогам 2022 года согласно прогнозу, будет характерна высокая ценовая динамика и максимальный объем рынка по стоимости.

Отечественные товаропроизводители канцтоваров, выходящие на внутренний рынок, сталкиваются с рядом таких проблем, как

  • Например, для экспорта продукции надо было доказывать, что ты именно российский производитель; 
  • Кроме этого китайскую продукцию — нашего основного конкурента — на всех тендерах безнаказанно называют российской; 
  • Также в отрасли очень высокие налоги, в первую очередь на фонд оплаты труда.

Кроме того, по карандашам, краскам и пластику предприятия конкурируют по ценам с беспошлинным ввозом товаров зарубежными маркетплейсами.

То есть мы, ввозя сырьё, платим НДС и пошлины, а готовый продукт потребитель может купить без уплаты НДС и пошлин. Всё это снижает инвестиционную привлекательность переработки. То есть надо обнулить беспошлинный ввоз товаров посылками и брать пошлины и НДС с любой суммы.

Статистика

Согласно данным на 2022 год на наблюдается стабильная производственная структура рынка канцелярских товаров (канцтоваров). Традиционно наибольший объем производства канцелярских товаров (канцтоваров) на российском рынке приходится на бумажные канцелярские принадлежности, данная группа в общей структуре российского производства занимает 50-60% в зависимости от периода.

Структура

Кроме этого, исходя из выше указанной круговой диаграммы по анализу рынка канцелярских принадлежностей в России.

Согласно этим данным в 2021 г, за 2016-2019 гг их продажи в стране выросли на 5,6%: с 6,75 до 7,13 млрд шт.

В 2020 г объемы реализации канцтоваров снизились на 10,7% относительно предыдущего года. Основные причины: рост инфляции и девальвация рубля на фоне сокращения доходов потребителей, а также введение режима самоизоляции из-за пандемии коронавируса.

Однако предварительные значения текущего года свидетельствует об абсолютно максимальных значениях и превышают предыдущие показатели на 2 миллиарда рублей, что свидетельствует об стремительно увеличивающимся спросе в связи с напряженной мировой ситуацией.

Самыми большими отечественными производителями канцелярских товаров являются:

  • ЗАО ФАРМ
  • ООО «Хатбер-М»
  • ООО «ФЕНИК+»
  • ООО «КОЛОРИТ»
  • ООО «ГКЦ БАЛТИК»
  • ООО «КОМУС»

Крайне важно сейчас, поддержать наши предприятия поскольку они несут убытки в связи с нехваткой необходимого сырья для производства своей продукции.

Для этого уже сейчас «Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат» готовится наладить собственный выпуск замещающего реагента Для того чтобы сохранить объёмы производства, компания меняет линейку продукции и ведёт переговоры с поставщиками сырья из Китая, Турции, стран Юго-Восточной Азии и Индии.Такой же политики придерживаются и другие отечественные компании. Поэтому нам необходимо:

  • На некоторый период произвести снижение налоговой базы для предприятия работающих в этом секторе.
  • Крайне важно отменить возврат НДС при экспорте необходимого нам сырья, поскольку недобросовестные участники рынка его просто вывозят за рубеж или хранят его на складах для продажи с наценкой
  • Осуществлять постоянный мониторинг ситуации на внутреннем рынке канцелярских товаров и в случае необходимости поддержать отечественного товара производителя
  • А также в кратчайшие сроки наладить собственное производство необходимого сырья для производства бумаги

Всё это позволит нам нарастить объемы отечественного производства, тем самым постепенно вытесняя иностранные компании с нашего внутреннего рынка!

 

Вкл