$ 00,00 руб.
€ 00,00 руб.
Воскресенье 15 Декабря 2019г.
Внешнеэкономическая деятельность в России и мире
Главная / Аналитика / Управление качеством таможенных услуг

Управление качеством таможенных услуг

Управление качеством таможенных услуг
Время чтения материала: 4 мин.

В XXI в. главными факторами экономического развития  всех стран мира является степень их интеграции в общемировую экономику и участия в международном разделении труда. В основном включение стран в процессы международного разделения труда реализуется в форме внешнеторговых операций. Таким образом для государства большое значение приобретает качество работы органа, регулирующего деятельность субъектов внешнеэкономической деятельности. От качества работы таможни и предприятий околотаможенной сферы напрямую зависит уровень участия страны в мировой экономике. 

С момента своего образования российская таможенная система сильно преобразилась. Основополагающим понятием в структуре таможенного законодательства и таможенной деятельности вообще становится понятие «таможенная услуга». Таможенную услугу можно охарактеризовать как совокупность действий, подлежащих совершению таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, в целях обеспечения перемещения товаров и транспортных средств через таможенные границы государства при продвижении товаров от продавца к покупателю в соответствии с требованиями этих государств». 

Не менее важным является определение того понятия, которое характеризует таможенные услуги. Прежде всего, качество таможенных услуг — это способность субъектов таможенной деятельности наиболее полно удовлетворить потребности участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Таможенные услуги по типу их поставщика можно подразделить на два вида:

  • услуги, предоставляемые таможенными органами;
  • услуги, предоставляемые лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела.  

К первому виду относятся около 25 услуг, например: 

  • производство таможенного оформления товаров и транспортных средств; 
  • осуществление таможенного контроля; 
  • обеспечение соблюдения законодательства Евразийского экономического союза в части применения таможенных процедур;
  • хранение товаров на СВХ и таможенных складах, принадлежащим таможенным органам; 
  • взимание таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов и т.д. Нельзя забывать о специфике таможенных услуг. Тогда как все остальные виды услуг, пользующиеся спросом у населения и экономических субъектов, носят, как правило, добровольный характер, таможенные услуги – обязательны для потребления всеми участниками внешнеэкономической деятельности. 

В меньшей степени это распространяется на услуги, предоставляемые лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела. 

В этой группе следует выделить следующие пункты: 

  • Услуги, предоставляемые таможенными представителями (брокерами), а именно: совершение таможенных операций от имени и по поручению декларанта или иного лица, на которого возложена обязанность или которому предоставлено право совершать таможенные операции, а также консультирование заинтересованных лиц по таможенным вопросам.
  • Услуги, предоставляемые владельцами складов временного хранения и таможенных складов: хранение товаров, находящихся под таможенным контролем.
  • Услуги, предоставляемые таможенными перевозчиками: перевозка товаров, находящихся под таможенным контролем.

Также, важным отличием второй группы таможенных услуг от тех, что предоставляются государственными таможенными органами, является то, что, различные организации их предоставляющие, являются частными предприятиями, конкурирующими между собой по всем законам рыночной экономики. Следовательно, в рамках борьбы за клиентов и повышение прибыли, они способны применять обычные способы и механизмы, совокупность которых можно определить привычным понятием «маркетинг».

Тогда как для коммерческих структур экономический эффект, чаще всего выражающийся в виде прибыли, является целью и главным результатом деятельности, для некоммерческих субъектов социальный или социально-экономический эффект выступает в роли главного результата деятельности, от величины и значимости которого зависит уровень их финансирования и стимулирования со стороны государства. В конечном счете величина и значимость социального эффекта для общества в целом или его отдельных сегментов должны определять саму возможность существования того или иного некоммерческого субъекта. Социальный эффект от деятельности таможенных органов выражается в опосредованном ее влиянии на развитие российской экономики в целом и ее отдельных отраслей, а также на повышение уровня жизни всех членов общества. 

Экономика России носит рыночный характер, и, следовательно, все государственные институты, участвующие в управлении, должны быть адаптированы к специфике российского рынка. Отсюда следует, что нельзя пренебрегать методами маркетинга и в управлении государственными таможенными органами. При этом основную роль приобретает повышение качества таможенных услуг.  

На качество таможенных услуг существенное влияние оказывает совокупность четырех факторов:

  • качество труда персонала таможенных органов и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
  • качество нормативного обеспечения деятельности таможенных органов и лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела;
  • качество материально-технического и информационного (программного)
    обеспечения деятельности таможенных органов и лиц, осуществляющих
    деятельность в области таможенного дела;
  • качество информационного обеспечения участников ВЭД.

Только одновременное повышение показателей по всем четырем пунктам способно привести к реальному росту качества таможенных услуг. Кроме того, большую роль в повышении показателей качества играют введение прогрессивных форм декларирования товаров и специальных упрощенных процедур таможенного оформления. Важным шагом на этом пути является также разработка и внедрение подробной системы критериев качества, которые могут найти свое закрепление в виде государственных стандартов.

Одним из путей повышения качества таможенных услуг может быть и взаимодействие с участниками ВЭД. 

Консультируясь с представителями бизнеса, таможенная служба на современном этапе исходит из того, что:

  • содействуя бизнесу, таможня способствует экономическому развитию страны;
  • добросовестные участники ВЭД заинтересованы в искоренении фактов недостоверного декларирования, так как борьба с такого рода правонарушениями повышает конкурентоспособность их товаров;
  • ускорение перемещения товаров через таможенную границу ведет к снижению трансакционных издержек компаний, в связи с чем они готовы идти не только на передачу таможне необходимой информации, но и на финансовые вложения в этой области. 

При этом приемлемые и наиболее результативные таможенные услуги специалисты оценили следующим образом (табл. 1).

Таблица 1.

№ п/пТаможенные услугиОценка значимости
1.Нормативно-правовое   обеспечение таможенных   органов и участников ВЭД100
2.Информационно-техническое        обеспечение таможенных органов и участников ВЭД100
3.Анализ  ВЭД и маркетинг  таможенных и околотаможенных услуг80
4.Партнерские     взаимоотношения     таможенных органов     и бизнеса70
5.Риск-менеджмент, действенная профилактика и пресечение нарушений в таможенной сфере50
6.Упрощение таможенных процедур50
7.Постконтроль30

Исходя из всего выше сказанного, следует, что в условиях рыночной экономики, даже в управлении государственных организаций должны применяться методы маркетинга. 

Исходя из специфики таможенных услуг, важнейшим направлением становится повышение качества услуг, упрощение порядка таможенного оформления и внедрение новых прогрессивных методов взаимодействия с участниками ВЭД. Все эти меры в совокупности должны привести не только к упрощению внешнеторговых операций, но и оздоровлению российской экономики в целом.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Главная / Аналитика / Управление качеством таможенных услуг
Должность: Главный редактор
Публикаций: 9

Похожие записи:

Механизм таможенного декларирования и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности

Механизм таможенного декларирования и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности

В современном постиндустриальном мире значимым аспектом повышения конкурентоспособности является интеллектуальная собственность. Она выступает важнейшим инструментом не только отечественных компаний на…

Анализ основных тенденций развития внешнеторговой деятельности Саратовской области

Анализ основных тенденций развития внешнеторговой деятельности Саратовской области

Саратовская область – один из 85 субъектов Российской Федерации, расположенная на юго-востоке европейской части страны, граничит с Республикой Казахстан. Регион…

Организация таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Часть 2. Электронное декларирование

Следующей ключевой точкой цифровизации таможенного дела можно выделить внедрение электронного декларирования. Точнее речь уже идет не о внедрении, поскольку термин…

Организация таможенного регулирования ВЭД. Часть 1. СУР

Организация таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Часть 1. Система управления рисками

За последние годы произошли ключевые изменения в деятельности таможенной службы и организации таможенного дела. Можно перечислить ключевые точки цифровизациитаможенного дела, которые…

X

Привет дорогой друг

У тебя установлено расширение AdBlock или подобное. Добавь наш сайт в белый список, и тем самым внесешь свой вклад в его развитие. Инструкция