$ 00,00 руб.
€ 00,00 руб.
Понедельник 25 Марта 2019г.
Внешнеэкономическая деятельность в России и мире
Главная / Экономика / Унификация таможенного законодательства [Для повышения качества таможенных услуг]

Унификация таможенного законодательства [Для повышения качества таможенных услуг]

Унификация таможенного законодательства

Приведение к единообразию правовых норм, которые регулируют таможенные процессы, началось еще задолго до создания Таможенного союза, во времена евразийского экономического сообщества в 2000-х годах. Так, например, в ноябре 2003 года проводилось собрание представителей таможенного контроля России и Казахстана, связанное с унификацией таможенного законодательства двух стран. На данный момент главным документом унификации является Таможенный кодекс Таможенного союза. Во время становления Таможенного союза унификация способствовала политическому, экономическому и социальному развитию всех стран-участниц Таможенного союза. На данный момент унификация таможенного законодательства направлена на упрощение таможенного оборота, повышению качества таможенных услуг и созданию более лояльного таможенного пространства на территории Евразийского экономического союза. Основные положения унификации на сегодняшний день будут отображены в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который должен вступить в силу 1 января 2017 года.

Разработка кодекса длится уже несколько лет. В соответствии с договором о создании Евразийского союза и решено принятие нового Таможенного кодекса ЕАЭС, на основании которого регулирование экспорта и импорта товаров будет единым. В настоящее время действует кодекс Таможенного союза, который принимался в начале евразийской интеграции. В нем многие нормы были заимствованы из национального законодательства, именно от этого и хотят уйти в новом Таможенном кодексе ЕАЭС. Также в действующий кодекс были задействованы десятки международных договоров, часть которых на данный момент не актуальны, а остальная часть уже пересмотрена. Именно с необходимостью унификации таможенного законодательства и связано решение о принятии нового Таможенного кодекса ЕАЭС.

Разногласия стран-участников таможенного союза в процессе унификации таможенного законодательства

Страны-члены таможенного союза более года не могут придти к принятию нового Таможенного кодекса. Процесс принятия нового Таможенного кодекса ЕАЭС затягивают разногласия, которые возникли между государствами-членами таможенного союза. Данные разногласия касаются подхода принципов таможенного регулирования. Если у Белоруссии и России замечания технического характера к содержанию нового кодекса, то Казахстан имеет совершенно другие взгляды по поводу положений Таможенного кодекса ЕАЭС.

Главный спор касался передачи на наднациональный уровень регулирования той сферы, которая приносила больший доход в государственный бюджет каждой из стран-участниц. Радикальную позицию к многим пунктам нового кодекса занял Казахстан.

Представители Казахстана настаивают на увеличении роли национального сегмента в таможенном регулировании, т.е. кодекс в их понимании — это рамочный, базовый документ. Казахстан старается сохранить свой национальный таможенный режим и противиться унификации таможенного законодательства между странами-членами экономического союза. Единой в рамках ЕАЭС представители Казахстана предлагают сохранить только систему таможенного транзита. Причин данной позиции со стороны Казахстана много. Все они лежат на поверхности, так большую роль сыграл кризис, который возник в конце 2014 года при падении курса рубля по отношению к доллару. Это привело к тому, что экспорт из Казахстана в Российскую федерацию стал не выгодным и, наоборот, из России товар стал более конкурентоспособным. От этих изменений сильно пострадала экономика страны. Были предприняты меры, по решению данного вопроса введением плавающего курса тенге, но это не решило проблему. Поэтому было решено применить временные запреты на импорт отдельных категорий товаров из России, в том числе на бензин и дизельное топливо. Также на отказ от унификации законодательства со стороны Казахстана повлияло вступление в ВТО, т.к. оно прошло на менее выгодных условиях, чем у России. Вступление Казахстана в ВТО 15 декабря 2015 года привело к ослаблению тарифной защиты его экономики. [1, с. 101]

Предлагая вернуться к таможенному регулированию на национальном уровне, Казахстан тем самым старается обезопасить себя от тех экономических проблемы, с которыми сталкивался в последние 2 года. Но для стран участниц ЕАЭС таможенного союза в целом это будет шагом назад в развитии. Это связанно с тем, что появится разница между таможенными платежами между странами, что в свою очередь приведет к повышению пошлин, как ответных мер к более высоким таможенным платежам. В таком случае само понятие «единое экономическое пространство» будет не применимо к экономическому союзу пяти государств, и сохраниться формально лишь на бумаге, перестав функционировать. С этим мнением согласна и Евразийская экономическая комиссия, по мнению которой предложения выдвинутые Казахстаном подорвут доверие между странами-членами экономического союза.

Участники саммита ЕАЭС, который прошел на уровне вице-премьеров государств, также поддерживали Россию в данном разногласии, решив не снижать текущий уровень интеграции.

Есть ли необходимость в унификации таможенного законодательства?

Не смотря на все эти разногласия необходимость принятия нового кодекса, как основного документа унификации таможенного законодательства, очевидна. Разрабатывая данный кодекс, в него вносились все передовые зарубежные практики, которые помогут ускорить товарооборот и повысить эффективность деятельности ЕАЭС. Основным направлением в кодексе стал переход на электронное декларирование, автоматическое совершение операций, а также возможность подавать декларации без предоставления сопутствующих документов, что позволит упростить, ускорить и повысить эффективность процесса прохождения товара через таможню. В проекте Таможенного кодекса ЕАЭС прописан приоритет электронного декларирования и применение письменного декларирования возможно только в определенных случаях.[2, с. 32] Все нововведения будут связанны с применением современных информационных технологий и большим взаимодействием национальных таможенных органов.

Таким образом, хотелось бы подчеркнуть, что унификация законодательства является шагом вперед для экономического союза. В случае ЕАЭС этот процесс еще не завершен. Необходимо и далее двигаться к унификации всего спектра экономического законодательства ЕАЭС. Данные процесс предполагает длительное время, для полной унификации, но если не приводить к единой форме основные таможенные законы, то различие между порядками на национальном уровне может привести к конфликтам сторон, снижению эффективности деятельности ЕАЭС и недоверию между странами, которое будет мешать странам достигать общие цели.

Список использованной литературы

  1. Игнатьева Г.В. Таможенное регулирование как инструмент экономической безопасности // Экономическая безопасность России: вызовы XXI века материалы международной научно-практической конференции: сб. науч. тр. Саратов, С. 99-105.
  2. Ермилов И.С., Игнатьева Г.В. Передовые информационные технологии в таможенном деле // Информационная безопасность регионов. 2016. № 1 (22). С. 31-35.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Должность: Аспирант, преподаватель кафедры таможенного дела, ССЭИ (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Саратов.
Публикаций: 6

Похожие записи:

Тенденции развития экспорта

Тенденции развития экспорта в России

Уже традиционным направлением экспорта в страны дальнего зарубежья по сложившейся практике стали топливно-энергетические товары. Их удельный вес в общем объеме…

Обзор внешнеэкономической деятельности РФ в 2017 году

Внешнеэкономическая деятельность РФ за 2017 год: подробная статистика экспорт и импорта. Российский экспорт Продукция топливно-энергетического комплекса Основной статьей российского экспорта…

Международные компании на российском рынке

Международные компании на российском рынке

Возникновение международных компаний является закономерным результатом развития мировой экономики и международных экономических отношений. Опыт мирового развития показывает, что процессы транснационализации…

Операционный менеджмент, реализуемый международными компаниями

Операционный менеджмент, что это? Операционный менеджмент, как разновидность менеджмента организации, является одним из новейших подходов к вопросам управления организацией. Актуальность…

X

Привет дорогой друг

У тебя установлено расширение AdBlock или подобное. Добавь наш сайт в белый список, и тем самым внесешь свой вклад в его развитие. Инструкция