$ 00,00 руб.
€ 00,00 руб.
Понедельник 20 Мая 2019г.
Внешнеэкономическая деятельность в России и мире
Главная / Новости / Совершенствование таможенного администрирования

Совершенствование таможенного администрирования

Совершенствование таможенного администрирования
Время чтения материала: 5 мин.

Развитие системы таможенного администрирования, особенно в условиях санкций и сложной внешнеэкономической обстановки, является одной из приоритетных задач государства.

Подробно совершенствование таможенного администрирования описывается в «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года». В соответствии с данным документом, «…таможенные органы должны содействовать созданию благоприятных условий для развития внешнеэкономической деятельности и минимизации издержек ее участников», что и предполагается достичь путем совершенствования существующей системы. Однако, в соответствии с докладом специалистов Центра стратегических разработок (далее — ЦСР), для имеющейся системе таможенного администрирования необходимы не просто улучшения, а полная реформация, поскольку на данный момент о должном содействии участникам ВЭД говорить не приходится. К сожалению, как показывают рейтинги Всемирного банка, технологическое отставание России в организации контроля трансграничных перемещений товаров очевидно: на 2016 год, по эффективности логистики Россия занимает 99 место из 160, а по оценке эффективности таможенно-пограничных формальностей – 141 место, опустившись по сравнению с 2014 годом на 8 позиций.

Анастасия Алексеевна Мельникова

Анастасия Алексеевна Мельникова: автор статьи, студентка СГУ им. Н.Г. Чернышевского, юр.фак; участница региональной олимпиады «Таможенное дело».

Анализируя вышеизложенную информацию и существующую систему таможенного администрирования, можем выделить основные проблемы данной системы:

  1. Даже в условиях современных технологий процесс таможенного оформления все еще требует постоянного дублирования документов и сведений, в том числе и путем их предоставления на бумажных носителях, из-за чего процесс проверки информации осложняется, а денежные и временные издержки участников ВЭД возрастают;
  2. Вследствие недостаточного информационного взаимодействия между ФНС, ФТС и другими органами, осуществляющими контроль за перемещениями товаров, возрастают риски недостоверного декларирования через фирмы-однодневки с представлением разных сведений об объектах таможенного администрирования для исчисления таможенных платежей и внутренних налогов, что в итоге может отразиться на участниках ВЭД в виде недобросовестной конкуренции, постоянных проверок и, как следствие, дополнительных затрат;
  3. Невозможность должным образом обеспечить контроль по документам учета компаний и прослеживаемость движения товара для дальнейшего налогового надзора ввиду контроля товаров в рамках одной таможенной декларации и ограниченного количества данных, которыми обмениваются таможенные и налоговые органы;
  4. Применение стоимостных профилей риска с указанием минимальной стоимости товаров для начисления таможенных платежей препятствует развитию системы контроля таможенной стоимости, интегрированной с налоговым контролем, порождая дополнительные проверки до выпуска товаров с удержанием товаров до внесения залоговых сумм обеспечения;
  5. Необходимость реформирования института временного хранения, который, по мнению специалистов ЦСР, способствует развитию коррупционных связей между владельцами СВХ и таможенными органами, а также увеличивают временные и денежные издержки участников ВЭД;
  6. Направленность таможенных органов на выполнение плана по сбору таможенных платежей, что может выражаться в удержании оборотных средств компаний в качестве денежного залога и других видах административного давления, а также в снижении мотивации самих сотрудников таможенных органов выполнять работу, которая не предполагает осуществления фискальной деятельности.

Для решения вышеперечисленных проблем предлагается новая модель таможенного администрирования, в основе которой лежит принцип сквозного контроля. Эта модель включает в себя следующие изменения:

  • введение обязательного предварительного декларирования на основе проверки предоставляемых данных с применением системы управления рисками (далее — СУР) и предоставлением генеральных финансовых гарантий на период поставки, с помощью которых будет осуществляться первичный контроль наличия или отсутствия запрещенных товаров, фиксация факта ввоза товаров и транспортных средств, а также их идентификация;
  • применение интегрированного контроля в нефискальных целях на основе технологии единого окна, т.е. путем предоставления сведений в электронном виде в единую базу данных контролирующих органов и сопоставления их с данными аналогичных баз стран-партнеров;
  • изменение института осмотра и досмотра товаров: основываясь на предварительном анализе рисков, предлагается проверять только товары с высоким риском нарушений или товары лиц, впервые задействованных в цепочке поставок, и только один раз для всех нужд государственного контроля;
  • уход от необходимости помещения товаров на временное хранение
  • осуществление декларирования товаров, их идентификации и выпуска до непосредственной уплаты таможенных платежей (с учетом генеральных финансовых гарантий на период поставки);
  • завершение оформления приятием налоговыми органами товаров к бухгалтерскому учету и подтверждением правильности расчета и уплаты таможенных платежей.

Совершенствование таможенного администрирования — стратегия реализации

Осуществить описанные изменения предлагается путем развития информационных технологий в части создания единой информационной платформы государственных органов, так или иначе контролирующих внешнеэкономическую деятельность, с возможностью использования данных, полученных от иностранных государств, а также получения предварительной информации; разработки обновленной СУР, системы прослеживаемости товаров и сделок с ними на основе сопоставления информации из ряда источников; разработки и внедрения системы генеральной финансовой гарантии и новых методик проверок и оценок.

Выпуск товаров в рамках представленной модели планируется осуществлять с учетом результатов проверки товаров с применением СУР и необходимости применения генеральных финансовых гарантий: так, при отсутствии риска или очень низком уровне риска размер финансовых гарантий определяется как нулевой, следом осуществляется выпуск товаров. Снижение размера финансовых гарантий до нулевого уровня возможно, если участник ВЭД подходит под ряд критериев: финансовая устойчивость, соблюдение таможенных и налоговых обязательств, номенклатура товаров, частота ввоза товаров и др. При низком и среднем уровнях риска внесение финансовых гарантий в размере, рассчитанном до ввоза товаров, необходимо для последующего выпуска товаров. При высоком уровне риска полагается осуществить досмотр в пункте пропуска, на основании которого и будет выноситься решение о выпуске или об отказе в выпуске товаров.

Реализовать описанный подход, несомненно, более сложно, чем планы ФТС, описанные в Стратегии 2020, однако они носят более системный характер и позволяют устранить три главных  недостатка, которые существуют на данный момент: дублирование информации, удержание товаров на время контроля и информационный разрыв между ФТС и ФНС.

Также вследствие применения предлагаемой ЦСР модели ожидается сокращение срока выпуска товаров, снижение коррупционных рисков, рисков фальсификации сведений, административного давления. Наряду с этим предполагается повышение уровня собираемости таможенных и налоговых платежей и оптимизация функций контролирующих органов.

Необходимо также рассмотреть возможные последствия, связанные с применением модели ЦСР. Рост собираемости платежей, несомненно, является большим плюсом для государства, однако обучение кадров и развитие инфраструктуры в данной области могут потребовать существенных затрат. Существенным риском можно назвать затруднительное внедрение законодательных инициатив для реализации предлагаемых изменений в рамках ЕАЭС. Для участников ВЭД главным достоинством будет являться снижение затрат на проверки и хранение товаров, упрощение и ускорение таможенных формальностей, что, в то же время может потребовать вложений в изменение внутренней системы учета. Также недостатками для участников могут стать затраты на получение банковских или финансовых гарантий и некоторые нерешенные проблемы института предварительного декларирования.

Компании, помогающие заключать фиктивные сделки, могут стать гораздо менее востребованными из-за роста стоимости их услуг вследствие усиления контроля за их деятельностью и расходами на финансовые гарантии. Владельцы СВХ, контейнерных и грузовых терминалов могут быть вынуждены сменить род деятельности, если сокращение их доходов от хранения грузов будет значительным, соответственно, данные лица будут противиться внедрению изменений.

Таким образом, ориентируясь в основном на участников ВЭД, можно сделать вывод, что положительных эффектов от применения предлагаемой модели будет все же больше, чем отрицательных.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Главная / Новости / Совершенствование таможенного администрирования
Должность: СГУ им. Н.Г. Чернышевского, юр.фак; участница региональной олимпиады
Публикаций: 4

Похожие записи:

ВЭД weekly: Россия в ВТО и торговые войны

ВЭД weekly: Россия в ВТО и торговые войны

Россия в ВТО Российская Федерация вступила во Всемирную торговую организацию сравнительно недавно – в 2012 году. И большого опыта работы…

В ЕАЭС проверят эффективность наднационального регулирования

В ЕАЭС проверят эффективность наднационального регулирования

В Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) стартовал пилотный проект по проведению оценки фактического воздействия (ОФВ) наднационального регулирования. Об этом сообщила директор…

Российский экспортный центр открыл участие России в выставке Sial China первым экспортным контрактом

Российский экспортный центр открыл участие России в выставке Sial China первым экспортным контрактом

В Шанхае состоялась торжественная церемония открытия российского павильона на выставке SIAL CHINA 2019. Мероприятие, собравшее свыше 120 российских экспортеров продовольствия,…

Находкинская таможня выявила компанию, которая незаконно перевела в Китай 46 млн рублей

Находкинская таможня выявила компанию, которая незаконно перевела в Китай 46 млн рублей

Находкинские таможенники выявили местную фирму, которая незаконно перевела за границу 46 млн рублей. Компанию-нарушительницу ждет штраф - более 34 млн…

X

Привет дорогой друг

У тебя установлено расширение AdBlock или подобное. Добавь наш сайт в белый список, и тем самым внесешь свой вклад в его развитие. Инструкция