$ 00,00 руб.
€ 00,00 руб.
Среда 20 Ноября 2019г.
Внешнеэкономическая деятельность в России и мире
Главная / База знаний / Международные основы и принципы организации таможенного контроля. Лекция 2

Международные основы и принципы организации таможенного контроля. Лекция 2

Международные основы и принципы организации таможенного контроля
Время чтения материала: 5 мин.

Киотская конвенция не столь широко известна (не следует путать с вступившим для России в силу 16.02.2005 Киотским протоколом к Рамочной Конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата 1997 года), хотя наш таможенный кодекс во многом основывается на принципах названной Конвенции.

Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур была заключена в Киото в 1973 г. и вступила в силу в 1974 г.

Членами Конвенции являются более 60 государств (в т.ч. страны Европейского сообщества, США, Китай, Канада, Япония и др.).

В 1999 г. в Брюсселе Всемирной таможенной организацией была одобрена новая редакция Конвенции. Эту Конвенцию в новой редакции называют иногда пересмотренной Киотской конвенцией, Киотской конвенцией в редакции Брюссельского протокола.

Конвенция, с одной стороны, направлена на стимулирование внешнеторговой деятельности путем упрощения и ускорения процедур таможенного оформления и таможенного контроля, а с другой стороны — на то, чтобы такое ускорение и упрощение не привели к нанесению ущерба интересам государства и общества в части пополнения доходной части государственного бюджета, защиты внутреннего рынка, иных публичных интересов государства и общества, т.е. чтобы таможенные администрации могли эффективно решать стоящие перед ними задачи. 

Конвенция предусматривает, что направлением, в котором должны двигаться таможенные администрации в современных условиях, является переход на методы таможенного контроля, основанные на применении пост-аудита и управления рисками.

В соответствии с Конвенцией упрощение и ускорение таможенного оформления и таможенного контроля должны также достигаться путем широкого применения информационных технологий.

Киотская конвенция является ориентиром в построении таможенного регулирования многих стран. Она также является базой для унификации таможенных законодательств разных стран.

Надо отметить, что пересмотренная Киотская конвенция учитывает и подходы, касающиеся таможенных вопросов, сформулированные в ряде норм документа Всемирной торговой организации — Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 г. (ГАТТ). 

Так, в Конвенции нашли отражение Статья V ГАТТ «Свобода транзита», Статья VIII ГАТТ «Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом» и ряд других. 

Положения Конвенции сформулированы не в виде норм прямого действия, а в виде принципов, которые, собственно, и являются базой для выработки на основе этих принципов конкретных правил регулирования тех или иных процедур, и того самого поиска баланса между ускорением и упрощением таможенных формальностей как мерой содействия внешнеторговой деятельности и обеспечением надежности таможенного контроля, т.е. компромисса между интересами бизнес-сообщества и государства.

К примеру, в соответствии с Конвенцией «проверка декларации на товары производится одновременно или в возможно короткие сроки после регистрации декларации», а «в случаях, когда таможенная служба принимает решение о том, что указанные в декларации товары должны быть проверены, такая проверка проводится в возможно короткий срок после регистрации декларации на товары». 

Как видно, Конвенция не указывает конкретных сроков, а лишь содержит принцип о проверке декларации на товары и самих товаров в возможно короткие сроки.

На данном примере можно проиллюстрировать стремление Российской Федерации учитывать принципы Киотской конвенции уже при подготовке нового Таможенного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 января 2004 г. По этому Кодексу срок проверки таможенной декларации, иных документов и товаров составляет 3 рабочих дня, в отличие от Таможенного кодекса Российской Федерации 1993 г., в котором соответствующий срок составлял 10 дней.

А сегодня уже срок выпуска товаров в 90% случаев составляет не более 1 часа.

Структурно Конвенция состоит из Протокола об изменении Международной Конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 г., самого текста Конвенции и приложений к ней — Генерального приложения и Специальных приложений.

Генеральное приложение содержит базовые принципы и подходы к таможенному регулированию, его положения применяются ко всем институтам таможенного дела. В Генеральном приложении сформулированы принципы таможенного контроля, таможенного оформления, уплаты таможенных платежей и других важных составляющих таможенного регулирования. Принятие Генерального приложения к Конвенции является обязательным для присоединяющейся к Конвенции страны.

Специальные приложения посвящены отдельным процедурам и (в соответствии с российской таможенной терминологией) режимам. 

Важно отметить, что по условиям Конвенции не просто допускается, но приветствуется установление договаривающейся стороной Конвенции в своем национальном законодательстве, касающемся таможенного регулирования, более благоприятных условий, чем предусмотрено в Конвенции (статья 2 Киотской конвенции). 

Генеральное приложение состоит из 10 глав:

  • глава   1 — Общие положения
  • глава   2 — Определение понятий
  • глава   3 — Таможенное оформление и другие таможенные формальности
  • глава   4 — Пошлины и налоги
  • глава   5 — Гарантии
  • глава   6 — Таможенный контроль
  • глава   7 — Применение информационных технологий
  • глава   8 — Отношения между таможенной службой и третьими лицами
  • глава   9 — Информация, решения и предписания таможенной службы 
  • глава 10 — Обжалование по таможенным вопросам

Специальные приложения (их тоже 10, большинство из них, подразделяется на главы, всего 25 глав) посвящены отдельным процедурам и (в соответствии с нашей таможенной терминологией) режимам.

Главный принцип, проходящий «красной нитью» через все положения Киотской конвенции, связан с необходимостью упрощения таможенных процедур в целях ускорения внешнеторгового товарооборота, содействия торговле и снятия необоснованных административных барьеров. При этом Конвенция содержит и ряд вполне конкретных предписаний, указывающих на то, в каких формах государство в лице таможенной службы должно строить свои отношения с внешнеторговым сообществом.

Стандартное правило 1.3. Главы 1 «Общие положения» Генерального приложения к Киотской конвенции предусматривает, что «Таможенная служба устанавливает и поддерживает официальные отношения консультативного характера с участниками внешней торговли в целях развития сотрудничества и содействия их участию во внедрении наиболее эффективных методов работы, согласующихся с национальным законодательством и международными договорами».

Всемирная таможенная организация уделяет значительное внимание теме партнерских отношений бизнес-государство. Комментируя применение данного стандартного правила, Всемирная таможенная организация указывает, что быстро растущий объем международной торговли требует активного сотрудничества и интенсивного общения между таможенной службой и участниками внешней торговли, что имеет большое значение для взаимодополняющих усилий по реализации сторонами своих целей и выполнения обязательств. Поскольку таможенная служба является существенным элементом в системе международной торговли, важно, чтобы таможенные администрации использовали в своей работе современные методы и стремились к максимальному облегчению внешнеторговой деятельности.

Организация таможенного контроля. Лекция 1 (вводная)

Организация таможенного контроля. Лекция 1 (вводная)

В условиях изменчивой конъюнктуры международной торговли, где предпринимательский доход напрямую зависит от скорости оборота, таможенные службы и участники внешней торговли должны совместно разрабатывать современные методы. Для этого необходимы консультативные отношения, а для эффективного и быстрого обмена информацией существенное значение имеет использование современных информационных технологий.

Прежде чем вносить какие-либо изменения, вводить новые процедуры или автоматизированные системы, таможенные службы должны согласовать данные действия с уполномоченными представителями торгового сообщества, с тем, чтобы стороны могли осуществлять свою деятельность с учетом интересов друг друга.

Вынесение данного стандартного правила в главу «Общие положения» указывает на то, что Всемирная таможенная организация придает ему статус одного из базовых подходов к принципам таможенного регулирования.

Всемирная таможенная организация исходит из того, что консультации с участниками внешнеэкономической деятельности являются неотъемлемой частью современного таможенного администрирования. Нельзя не отметить, что Киотская конвенция прямо указывает на необходимость участия в этих консультативных отношениях и профессионалов, оказывающих таможенные услуги, через которых во многих случаях действуют внешнеторговые компании. Речь идет о таможенных брокерах, перевозчиках, владельцах складов временного хранения и таможенных складов (Стандартное правило 8.5 Главы 8 Генерального приложения Конвенции).

Принцип необходимости сотрудничества бизнеса и государства при установлении и внедрении правил и процедур, обеспечивающих развитие международной торговли без ущерба для интересов государства, является сквозным для данной Конвенции.

Так, Стандартным правилом 6.8. Главы 6 Генерального приложения «Таможенный контроль» установлено, что: «таможенная служба стремится к сотрудничеству с участниками внешней торговли и заключению меморандумов о взаимопонимании в целях совершенствования таможенного контроля», Стандартным правилом 7.3. Главы 7 «Информационные технологии» предусмотрено, что: «При внедрении информационных технологий осуществляются, по возможности, максимально широкие консультации со всеми непосредственно заинтересованными лицами’1.

Присоединение России к Киотской конвенции дает дополнительный импульс развитию официальных отношений между таможней и бизнесом, способствует преодолению закрытости таможенного регулирования и стимулирует совместную работу по совершенствованию таможенного законодательства и практики его применения.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Главная / База знаний / Международные основы и принципы организации таможенного контроля. Лекция 2
Должность: Заместитель главного редактора
Публикаций: 50

Похожие записи:

Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности. Часть 1. Виды ограничений ВЭД

Запреты и ограничения внешнеэкономической деятельности. Часть 1. Виды ограничений ВЭД

Непрерывный процесс экономической деятельности государств, выраженный через внешнюю торговлю, привел к возникновению необходимости регулирования экспортно-импортных отношений. Для подобного регулирования разрабатываются…

Зарубежный опыт организации таможенного контроля: Австралия

Зарубежный опыт организации таможенного контроля: Австралия

Австралийская таможенная и пограничная служба является австралийским Федеральным государственным учреждением, отвечающим за управление безопасности и целостности австралийской границы, облегчение передвижения…

Организация таможенного контроля — лекция 12

Организация таможенного контроля — лекция 12. Виды таможенных проверок.

Виды таможенных проверок  Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки (рисунок). Камеральная таможенная проверка  Камеральная…

Технические средства оперативной диагностики таможенных документов

Технические средства оперативной диагностики таможенных документов

Предмет и схема проверки Проверка подлинности таможенных документов предполагает проведение экспресс-исследований на предмет выявления фактов изменений первоначального содержания или вида…

X

Привет дорогой друг

У тебя установлено расширение AdBlock или подобное. Добавь наш сайт в белый список, и тем самым внесешь свой вклад в его развитие. Инструкция