$ 00,00 руб.
€ 00,00 руб.
Среда 11 Декабря 2019г.
Внешнеэкономическая деятельность в России и мире
Главная / Аналитика / Механизм таможенного декларирования и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности

Механизм таможенного декларирования и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности

Механизм таможенного декларирования и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности
Время чтения материала: 6 мин.

В современном постиндустриальном мире значимым аспектом повышения конкурентоспособности является интеллектуальная собственность. Она выступает важнейшим инструментом не только отечественных компаний на внутреннем и внешнем рынке, но и в целом всего государства в единой системе мировой экономики. Такая продукция, носящая высокотехнологичный и наукоемкий характер, имеет большую ценность, так как ее разработка и изготовление требуют значительный вклад умственного, не малозатратного и интеллектуального труда. Именно поэтому Правительство Российской Федерации ставит перед собой одной из приоритетных задач защиту прав на объекты интеллектуальной собственности.

В стратегии инновационного развития Российской Федерации до 2020 года Правительством РФ установлена политика, стимулирующая становление и развитие инновационной экономики. Данное направление невозможно развивать, если не придерживаться стабильности и защищенности рынка интеллектуальной собственности, ведь доля таких товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, постоянно увеличивается. Именно поэтому формирование рынка интеллектуальной собственности требует защиты таможенными органами прав на объекты интеллектуальной собственности.

Следуя вышесказанному, необходимо отметить, что составляющей эффективного таможенного контроля товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, является таможенное декларирование, так как без конструктивной и достоверной информации о таких объектах интеллектуальной собственности, которые содержатся в перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС товарах, невозможно гарантировать таможенную защиту на должном уровне.

Таможенное декларирование формирует необходимую информационную базу для проведения таможенного контроля, поэтому необходимость указания точных сведений о наименовании товара, товарных знаках, артикулах и номерах разрешительных документов, а также соответствие по кодам предусмотренных классификаторов, возникает как в отношении всех товаров, перемещаемых через таможенную границу ЕАЭС, так и учитывается в особенностях заполнения декларации при декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности. Сопровождение таможенным декларированием перемещаемых товаров используется с целью исчисления и взимания таможенных платежей, формирования таможенной статистики и применения законодательства Евразийского экономического союза.

Поскольку таможенная операция декларирования совершается участниками внешнеэкономической деятельности, она напрямую зависит от человеческого фактора. Таможенные платежи в структуре себестоимости имеют большую долю затрат. Осуществление предпринимателями внешнеэкономической деятельности, как правило, заключается в максимизации прибыли за счет сокращения затрат. Известно, что добиться этого можно как законным, так и незаконным путем. В результате использования незаконных способов искусственного занижения стоимости таможенных платежей путем манипулирования объектами интеллектуальной собственности применяют следующие действия:

— не включение в таможенную стоимость товара стоимость объекта интеллектуальной собственности;

— использование различных методов неверного, либо недостоверного декларирования;

— применение указанных действий одновременно.

Таким образом, таможенное декларирование является одним из основных методов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Однако при формировании рынка интеллектуальной собственности на территории Евразийского экономического союза нельзя забывать и о необходимости создания эффективных механизмов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Ежегодно в мире производят огромное количество контрафактной продукции, в том числе продукции, правомерно маркированной товарными знаками, но без разрешения правообладателя, осуществляют ее несанкционированное трансграничное перемещение и продажу. Согласно данным Всемирной торговой организации мировой оборот фальсифицированных товаров составляет более 500 млрд долларов, а рост оборота поддельной продукции не снижается. Здесь встает вопрос о совершенствовании механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, так как данное направление является ключевым и одним из важнейших направлений в деятельности ЕАЭС. Так, рассматривая сферу интеллектуальной собственности в рамках ЕАЭС, необходимо выделить главную ее задачу – гармонизация законодательства государств-членов ЕАЭС по поводу защиты прав на объекты интеллектуальной собственности и защиты интересов обладателей этих прав.

Евразийский экономический союз – развивающаяся международная организация региональной экономической интеграции, поэтому нормы права данного образования находятся на стадии формирования. К таким нормам права относятся: те, что регулируют общественные отношения; методы и подходы, решающие спорные вопросы, которые могут возникнуть как в результате образования новых норм наднационального права, так и ранее существовавшие нормы внутригосударственного законодательства. Исходя из вышеуказанного, возникает необходимость определения основных проблемных вопросов защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Так, к данным вопросам следует отнести, в первую очередь, организацию и совершенствование механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности со стороны таможенных органов, а также борьбу с перемещаемым через таможенную границу ЕАЭС контрафактом. На сегодняшний день защита прав на объекты интеллектуальной собственности не является достаточно эффективной, что влечет за собой негативные последствия. Это связано с рядом причин, таких как: в рамках ЕАЭС отсутствует единый таможенных механизм защиты данных прав; правообладатели не проявляют достаточной активности по включению объектов интеллектуальной собственности в национальные реестры прав на объекты интеллектуальной собственности; определение принципа прав на товарный знак имеет различные подходы, что усложняет процедуру; а также причиной является обязательное условие, присутствующее в законодательстве каждого государства-члена ЕАЭС, о внесении капитала для материального обеспечения расходов таможенных органов и возможных убытках, которые может понести декларант при включении объекта интеллектуальной собственности в национальные реестры.

Говоря об одной из причин неэффективного действия механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а именно о законодательстве на уровне ЕАЭС, следует более точно изучить структуру норм права стран Евразийского экономического союза как в целом, так и в отдельности. Итак, общая особенность законодательства стран-членов ЕАЭС в отдельности и в целом, в рамках таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, заключается в том, что положения о национальных реестрах, закрепленные на законодательном уровне, выступают механизмом таможенного контроля. В каждом из государств-членов ЕАЭС механизм таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности реализуется по одинаковым принципам: правообладатель какого-либо объекта интеллектуальной собственности, находящегося на территории одного из государств-членов, имеет право подать в этом государстве заявление о включении объекта в таможенный реестр.

Положения законодательства Российской Федерации о порядке предоставления таможенной защиты прав на объекты интеллектуальной собственности гласят, что правообладатель, в случае наличия оснований полагать, что его право может быть нарушено, может подать в центральный аппарат Федеральной таможенной службы заявление о включении объекта интеллектуальной собственности в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности. Как уже упоминалось выше, для включения в реестр объектов интеллектуальной собственности необходимо выполнение обязательного условия в виде взноса.

Таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности в Республике Беларусь предоставляется, как и в РФ, объектам авторского и смежного права, товарным знакам, наименованиям мест происхождения товара. В отличие от российского законодательства таможенные органы Республики Беларусь не могут приостанавливать срок выпуска товара, не включенного в реестр, то есть защита прав предоставляется только включенным в реестр объектам интеллектуальной собственности.

В Республике Казахстан таможенная защита объектов интеллектуальной собственности происходит за счет самого включения объектов в таможенный реестр. Как и в Российской Федерации, таможенные органы Республики Казахстан по собственной инициативе могут приостанавливать товары, которые не включены в реестр и не нарушают права интеллектуальной собственности.

Таможенные органы Республики Армении не могут приостановить товары самостоятельно, однако, сравнивая с остальными членами ЕАЭС, Армения считается наиболее демократичной в отношении имущественной ответственности.

Согласно законодательству Киргизской Республики таможенная защита прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляется только в отношении товаров, включенных в реестр.

Несмотря на практически одинаковые условия включения в таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности, в каждом государстве показатели зарегистрированных товарных знаков и включенных в реестр товарных знаков различны. Правообладатели мало заинтересованы во включении объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры, что говорит о неэффективности реестровой системы как административного инструмента таможенного контроля.

Совершенствование механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности возможно при выполнении и соблюдении некоторых методов, одним из которых является устранение в законодательстве стран-членов ЕАЭС положений о предоставлении правообладателем обязательного материального обеспечения. Данный метод, на наш взгляд, может оказать положительное влияние на правообладателей в отношении включения объектов интеллектуальной собственности в таможенные реестры, тем самым может заметно повысить уровень защиты от контрафактной продукции.

Подводя итоги, можно сказать о том, что интеллектуальная собственность в наши дни играет очень важную роль, поэтому обеспечение защиты прав на объекты интеллектуальной собственности является неотъемлемой функцией не только российского государства, но и всех стран-членов ЕАЭС. Данная функция по защите прав на объекты интеллектуальной собственности возлагается, в большей мере, на таможенные органы, так как именно они способны наиболее эффективно выступить в борьбе с контрафактной продукцией, ввозимой на территорию Евразийского экономического союза, и обеспечить защиту прав на объекты интеллектуальной собственности в сфере внешнеэкономической деятельности.

Для пресечения и предотвращения ввоза на территорию ЕАЭС контрафактной продукции таможенные органы выявляют нарушения еще на этапе декларирования, а также при проведении таможенного контроля после выпуска товаров. Также порядок и защита прав на объекты интеллектуальной собственности определяются таможенным реестром.

Таким образом, для дальнейшего и более эффективного функционирования механизма защиты прав на объекты интеллектуальной собственности требуется немало усилий Комиссии ЕАЭС и таможенных органов государств-членов, а именно их совместная работа по совершенствованию таможенного законодательства ЕАЭС в области защиты прав на объекты интеллектуальной собственности.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Главная / Аналитика / Механизм таможенного декларирования и защиты прав на объекты интеллектуальной собственности
Должность: ПИУ имени П.А. Столыпина; участница региональной олимпиады
Публикаций: 2

Похожие записи:

Анализ основных тенденций развития внешнеторговой деятельности Саратовской области

Анализ основных тенденций развития внешнеторговой деятельности Саратовской области

Саратовская область – один из 85 субъектов Российской Федерации, расположенная на юго-востоке европейской части страны, граничит с Республикой Казахстан. Регион…

Организация таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Часть 2. Электронное декларирование

Следующей ключевой точкой цифровизации таможенного дела можно выделить внедрение электронного декларирования. Точнее речь уже идет не о внедрении, поскольку термин…

Организация таможенного регулирования ВЭД. Часть 1. СУР

Организация таможенного регулирования внешнеэкономической деятельности. Часть 1. Система управления рисками

За последние годы произошли ключевые изменения в деятельности таможенной службы и организации таможенного дела. Можно перечислить ключевые точки цифровизациитаможенного дела, которые…

Таможня и бизнес: новые возможности и технологии для участников ВЭД

Таможня и бизнес: новые возможности и технологии для участников ВЭД

Начальник Саратовского таможенного поста, полковник таможенной службы Бородина Ирина Викторовна в ходе панельной дискуссии «Экспортные возможности для малого и среднего…

X

Привет дорогой друг

У тебя установлено расширение AdBlock или подобное. Добавь наш сайт в белый список, и тем самым внесешь свой вклад в его развитие. Инструкция