$ 00,00 руб.
€ 00,00 руб.
Пятница 18 Октября 2019г.
Внешнеэкономическая деятельность в России и мире
Главная / Новости / Биологические меры нетарифного регулирования в ЕАЭС

Биологические меры нетарифного регулирования в ЕАЭС

Биологические меры нетарифного регулирования в ЕАЭС
Время чтения материала: 5 мин.

В настоящее время в Российскую Федерацию ежегодно ввозится 15–28 млн. тонн подкарантинной растительной продукции, до 600 млн. штук посадочного материала из 40 стран мира, во многих из которых распространены вредные организмы и сорняки, имеющие карантинное значение для нашей страны, например: картофельная моль, кукурузный жук диабротика, капровый жук, амброзия и другие. А также на территорию Российской Федерации ввозится огромное количество животных, животноводческих грузов и товаров животного происхождения, которые могут быть инфицированы.

Итак, к нетарифным мерам биологического характера относятся ветеринарно-санитарные, санитарные, карантинные фитосанитарные меры, которые применяются в целях защиты от рисков, возникающих в связи с распространением заболеваний, а также обязательные для исполнения требования и процедуры, устанавливаемые в целях предотвращения распространения вредных организмов.

Под ветеринарным контролем (надзором) понимается деятельность уполномоченных органов, которая направлена на предотвращение ввоза и распространения возбудителей заразных болезней животных, в том числе общих для человека и животных. Карантинный фитосанитарный контроль (надзор) направлен на выявление карантинных объектов, установление карантинного фитосанитарного состояния подкарантинной продукции. Санитарно-карантинный контроль проводится в отношении лиц, транспортных средств и подконтрольной государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) продукции в пунктах пропуска через таможенную границу Союза в целях предотвращения ввоза потенциально опасной для здоровья человека продукции.

Санитарно-эпидемиологический надзор (контроль), ветеринарный контроль (надзор) и карантинный фитосанитарный контроль (надзор) осуществляют уполномоченные в данных областях органы. К таким относятся Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору, а также таможенные органы – в части проведения проверки документов, представляемых в отношении подконтрольных товаров, ввозимых на таможенную территорию Союза и вывозимых с таможенной территории Союза. Такие действия должностных лиц таможенных органов, а также все необходимые требования для проверки документов закреплены в соответствующем Приказе ФТС России.

При ввозе на таможенную территорию Союза необходим соответствующий документ (сертификат или разрешение). К примеру, при ввозе подкарантинной продукции (растений), если она обладает высоким фитосанитарным риском, требуется фитосанитарный сертификат; при ввозе животноводческих грузов, живых животных и различных товаров животного происхождения – ветеринарный сертификат, а также разрешение на ввоз/вывоз или транзит; при ввозе продукции (товаров) – свидетельство о государственной регистрации. Данные документы необходимы для подтверждения безопасности продукции.

Практика нарушений в данной сфере

В настоящее время при ввозе на таможенную территорию Союза той или иной продукции всё чаще происходит нарушение ветеринарных, фитосанитарных и иных норм. Так, например, по данным Управления Россельхознадзора по Саратовской области за 2018 год в сфере ветеринарного надзора было проведено 473 контрольно-надзорных мероприятия. В ходе проверок было выявлено 658 нарушений ветеринарного законодательства. Вынесено 325 постановлений на сумму более 1 млн. рублей, выдано 59 предписаний. В 2018 году на территории нашей области было зарегистрировано 4 очага высокопатогенного гриппа птиц. Основная причина – это завоз инфицированного поголовья птицы из неблагополучных регионов. На ФКП (фитосанитарный контрольный пост) «Озинки» было выявлено 43 случая нарушения правил ввоза подкарантинной продукции весом более 270 тонн.

Также нарушения ветеринарных, фитосанитарных норм происходят в разных регионах нашей страны. Например, в конце марта 2019 года в Забайкальском крае в мясной продукции, завезенной из Китая, был выявлен генетический материал вируса африканской чумы свиней (АЧС). Кроме того, товар не имел сопроводительных ветеринарных документов, свидетельствующих о происхождении и безопасности груза. Соответственно, продукция была изъята. Также, в 2018 году в порту г. Геленджик и г. Новороссийск при досмотре подкарантинной продукции, поступившей из-за границы, сотрудниками Россельхознадзора и специалистами Всероссийского центра карантина растений (ВНИИКР) были выявлены случаи обнаружения карантинного вредителя – многоядной мухи-горбатки (Megaselia scalaris). Для территории ЕАЭС, куда входит и Российская Федерация, многоядная муха-горбатка является карантинным объектом и может быть опасна как для животных, так и для человека. На территорию России она могла попасть с фруктами, поступившими из Турции.

Проблемы применения биологических мер

Одной из основных проблем в сфере обеспечения безопасности, защиты и сохранения любой сельскохозяйственной продукции от ввозимых вредных организмов является ненадлежащее состояние законодательства Российской Федерации, устанавливающего правовую ответственность в данной сфере. Так, в нашей стране ответственность за нарушение ветеринарных, фитосанитарных и иных норм является незначительной, так сказать, мягкой. В российском законодательстве административная ответственность за нарушения в области карантина растений, за нарушения порядка ввоза или вывоза подкарантинной продукции, ветеринарно-санитарных правил перевозки и др. установлена в виде административного штрафа. В среднем сумма штрафа для физических лиц составляет до 1000 руб., для юридических лиц – до 10 000 руб. Уголовная ответственность устанавливается только за те нарушения, которые влекут за собой тяжкие последствия (массовое заболевание или отравление людей, смерть человека, распространение инфекционных заболеваний, полная или частичная гибель урожая и т.д.). В этом случае назначается максимальное наказание в виде ограничения или лишения свободы, в среднем, до 2 лет.

Получается, что незначительный размер штрафа за то или иное нарушение не является проблемой для перевозчика, а также гарантией того, что в следующий раз данного правонарушения не произойдет. Следовательно, для борьбы с правонарушениями в данной сфере необходимо усилить административную ответственность и увеличить размеры административных штрафов.

Также важной проблемой является недостаток финансирования и нехватка высококвалифицированных кадров в сфере фитосанитарного контроля. Ежегодно сокращается подготовка специалистов по фитосанитарии. В нескольких высших учебных заведениях страны ликвидированы факультеты защиты растений и сокращены профильные кафедры. Хотя именно высококвалифицированные специалисты смогут выявить, обнаружить те или иные подкарантинные объекты (например, как в случае с мухой-горбаткой) или обнаружить различные инфекции или заболевания. В то же время в пунктах пропуска через таможенную границу ЕАЭС и Государственную границу РФ в настоящее время существует необходимость специализации и повышения квалификации специалистов таможенного дела в фитосанитарной области. Желательно, чтобы студенты, обучающиеся по специальности «таможенное дело», имели практические занятия в экспертных лабораториях и проходили практику в организациях, осуществляющих фитосанитарные экспертизы. Но, к сожалению, такой возможности студентам порой не представляется.

Несмотря на имеющиеся проблемы в сфере карантинного фитосанитарного контроля, ветеринарного контроля, данные меры нетарифного регулирования являются эффективными инструментами протекционистской политики в государстве в сфере внешнеэкономической деятельности, так как, защищая территорию государства от проникновения карантинных вредных организмов, сорняков, заболеваний, инфекций и т.д., они обеспечивают экологическую и экономическую безопасность нашу страны.

Список использованной литературы

  1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 15.03.2018).
  2. Об обеспечении карантина растений в Евразийском экономическом союзе: Решение Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 318 (ред. от 17.03.2017) (вместе с «Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Евразийского экономического союза», «Положением о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Евразийского экономического союза»).
  3. О порядке осуществления государственного карантинного фитосанитарного контроля (надзора) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 13.08.2016 N 792 (ред. от 12.11.2016).
  4. Об утверждении Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, расположенных в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, при проведении транспортного контроля и проверке документов, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного контроля и ветеринарного надзора: Приказ ФТС России от 30.09.2011 N 1996 (ред. от 17.01.2014).
  5. Информация по итогам работы Управления Россельхознадзора по Саратовской области в 2018 году // Сайт Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Саратовской области [Сайт]. URL: http://rsn-saratov.ru/otchety_i_doklady/.
  6. Геном АЧС выявлен при ввозе животноводческой продукции на территорию Забайкальского края // Сайт Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору [Сайт]. URL: https://www.fsvps.ru/fsvps/news/30025.html.
  7. Опасный заграничный гость – многоядная муха-горбатка // Сайт Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Амурской области [Сайт]. URL: https://rsnamur.ru/2017-09-13-04-22-56/nadzor-v-oblasti-karantina-rastenij-na-gosgranitse-rf-i-transporte/1148-opasnyj-zagranichnyj-gost-mnogoyadnaya-mukha-gorbatka.html.
  8. Чурилова С.В. Карантинный фитосанитарный контроль в Российской Федерации: проблемы и перспективы развития // Тенденции развития науки и образования. 2016. №14-5. С.44-48.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Главная / Новости / Биологические меры нетарифного регулирования в ЕАЭС
Должность: студент специальности "Таможенное дело" СГУ
Публикаций: 3

Похожие записи:

По материалам Второго Саратовского экономического форума

По материалам Второго Саратовского экономического форума

Во второй день форума 11 октября представители бизнеса и органов власти обсудили развитие экспорта в Саратовской области в рамках панельной дискуссии…

СЭФ 2019 — взгляд студентов на развитие экспорта

Взгляд студентов на развитие экспорта

В данной статье представлены впечатления студентов ПИУ им. П.А. Столыпина от панельной дискуссии «Экспортные возможности для малого и среднего бизнеса»…

По материалам Второго Саратовского экономического форума

По материалам Второго Саратовского экономического форума

Во второй день форума 11 октября представители бизнеса и органов власти обсудили развитие экспорта в Саратовской области в рамках панельной дискуссии…

Читинская таможня информирует о правилах перемещения товаров гражданами через таможенную границу

Читинская таможня информирует о правилах перемещения товаров гражданами через таможенную границу

Читинская таможня напоминает гражданам, планирующим поездки за рубеж в предстоящие ноябрьские праздники и школьные каникулы, о правилах перемещения товаров через…

X

Привет дорогой друг

У тебя установлено расширение AdBlock или подобное. Добавь наш сайт в белый список, и тем самым внесешь свой вклад в его развитие. Инструкция